Thứ Năm, ngày 19 tháng 5 năm 2016

Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина

Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши МинаПервые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина
После распада Советского Союза и крушения социалистического лагеря в Восточной Европе в мире осталось лишь несколько государств, официально провозглашающих свою социалистическую ориентацию. Почти все они расположены в Восточной и Юго-Восточной Азии. Среди них — и наиболее «закрытая» для внешнего мира Северная Корея (КНДР), и динамично развивающиеся Китай и Вьетнам. Приход коммунистов к власти во Вьетнаме неразрывно связан с жизнью и деятельностью человека, который во всем мире ассоциируется с вьетнамским революционным движением и войной вьетнамского народа против американских агрессоров. Речь идет о Хо Ши Мине — всемирно известном «дядюшке Хо». 19 мая во Вьетнаме отмечают День рождения Хо Ши Мина — он появился на свет в 1890 году, в деревне Кимлиен уезда Намдан провинции Нгеан, что в Центральном Вьетнаме. Кстати, на самом деле его звали совсем другими именами. При рождении будущий вождь вьетнамских коммунистов получил имя Нгуен Шинь Кунг, а когда достиг школьного возраста — второе, «книжное» имя Нгуен Тат Тхань.



«Дядюшка Хо» прожил достаточно долгую жизнь — он скончался в 1969 году, в возрасте 79 лет. Большая часть прожитых им лет пришлась на участие в национально-освободительной борьбе вьетнамского народа против французской колонизации и формирование вьетнамского коммунистического движения. Биография самого Хо Ши Мина достаточно хорошо известна. В 1911 году, в 21-летнем возрасте, он покинул родной Вьетнам, поступив на корабль матросом. Всю свою молодость и большую часть зрелости он провел за пределами родной страны — жил во Франции и Великобритании, США и Китае, Гонконге и Сиаме и, разумеется, в Советском Союзе. Во Вьетнам Хо Ши Мин вернулся лишь через тридцать лет после отъезда — в 51 год, будучи лидером вьетнамского коммунистического движения. Именно на заграничный период в жизни Хо Ши Мина приходится формирование вьетнамского коммунистического движения, последовавшее за проникновением в эту далекую страну Юго-Восточной Азии революционных социалистических и коммунистических идей.
Как известно, к концу XIX века было окончательно завершено покорение Вьетнама французскими колонизаторами, а национально-освободительное движение в стране было подавлено. Но утверждение власти колонизаторов одновременно способствовало и началу проникновения во Вьетнам демократических и революционных идей европейских мыслителей. Образованная вьетнамская молодежь, знакомившаяся с ними, все чаще задумывалась о необходимости модернизации страны. Тем более, что к началу ХХ века перед глазами был успешный опыт превращения азиатской страны в преуспевающую и могущественную державу. Речь идет о Японии после Революции Мэйдзи. Первоначально во Вьетнаме распространились именно национально-освободительные идеи, основанные на совмещении идей о необходимости модернизации вьетнамского общества по образцу европейских стран с идеями вьетнамского национализма.



Представители возникших в начале ХХ в. националистических кружков критиковали феодальную монархию, дискредитировавшую себя, в том числе, и сотрудничеством с французским колониальным режимом, но одновременно признавали необходимость сохранения национальных традиций. Многие из вьетнамских общественных деятелей, ориентируясь на Китай и Японию, предпочитали следовать конфуцианскому идеалу общественной организации. Так, Фан Тю Чинь (1872—1926), возглавлявший «движение за социальные реформы», считал учение Конфуция основой для социально-политической организации Вьетнама, при этом конституционную монархию по типу Японии он считал переходным этапом на пути к парламентской республике. На более радикальных позициях находился Фан Бой Тяу (1867—1940), призывавший к вооруженной борьбе против колонизаторов. Что касается революционно-социалистических идей, то они первоначально получили распространение в среде вьетнамцев, работавших и учившихся во Франции.
Большое влияние на вьетнамское революционное движение оказали Первая мировая война и, особенно, Октябрьская революция 1917 года в России. В это время активную работу среди рабочих и студентов, прибывавших из колоний, вела Французская коммунистическая партия, под влияние которой попали и некоторые проживавшие во Франции вьетнамцы. В 1920 г. в ФКП вступил Хо Ши Мин, который жил во Франции под псевдонимом Нгуен Ай Куок — «Нгуен — Патриот». В 1922 г. группа революционеров из Вьетнама, Алжира, Туниса, Марокко и Мадагаскара создала в Париже Союз народов французских колоний. У Союза появилось собственное печатное издание — газета «Париа», главным редактором которой и стал молодой вьетнамец Хо Ши Мин (на фото — Хо Ши Мин выступает на съезде ФКП).

Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина

После Октябрьской революции первые вьетнамские революционеры приезжают в Советскую Россию, где получают возможность своими глазами оценить происходящие в жизни страны преобразования. Одним из первых вьетнамских революционеров, оказавшихся в России, был Тон Дык Тханг. В составе подразделения Тонкинских стрелков, входивших в состав французских колониальных войск, он был переброшен в Одессу, где в 1919 г. высадились французские интервенты. Однако в Одессе Тон Дык Тханг принял участие в восстании французских военных моряков. После демобилизации он вернулся в Сайгон и стал одним из основателей местного профсоюза. В 1923 г. по приглашению Коминтерна в Москву приехал Хо Ши Мин. Здесь он работал в Исполкоме Коммунистического Интернационала, учился в Коммунистическом университете трудящихся Востока.
В середине 1920-х гг. центр вьетнамского революционного движения сформировался в Китае. В 1924 г. в Гуанчжоу была создана «Группа единомышленников» — «Там там са», в состав которой входило несколько вьетнамских эмигрантов. Однако они придерживались идеи революционного индивидуального террора, за что подвергались критике со стороны Хо Ши Мина, который также перебрался в Гуанчжоу в 1925 году. В июне 1925 г. в Гуанчжоу была создана первая вьетнамская коммунистическая организация — Товарищество вьетнамской революционной молодежи (ТВРМ). Стал издаваться еженедельный журнал «Тхань ниен» («Молодежь»), пропагандировавший на вьетнамском языке коммунистические идеи.
В результате деятельности пропагандистов, группы Товарищества вьетнамской революционной молодежи появились во всех трех частях Вьетнама — в Тонкине, Аннаме и Кохинхине. Прежде всего, они стремились заручиться поддержкой немногочисленного на тот период рабочего класса, агитируя фабричных и сельскохозяйственных рабочих. В 1928-1929 гг. Товарищество развернуло работу по подготовке к созданию коммунистической партии. В Северном Аннаме и Кохинхине с 1926 г. действовала Революционная партия нового Вьетнама, тесно сотрудничавшая с Товариществом, но находившаяся на более умеренных позициях.



Конец 1920-х гг. был ознаменован целым рядом рабочих выступлений и крестьянских восстаний, прошедших в различных провинциях Вьетнама. Так, только в 1929 г. во Вьетнаме произошло 25 рабочих забастовок. Бастовали рабочие железнодорожного депо в Вине, завода «Авиа» в Ханое, текстильной фабрики в Намдине, рикши г. Ханоя. В том же году восстали крестьяне в Конгтуме. Эти события убедили коммунистов, входивших в состав Товарищества, в необходимости создания коммунистической партии. С 1 по 9 мая 1929 г. в Сянгане (Гонконге) прошел первый съезд Товарищества вьетнамской революционной молодежи, на котором присутствовали 17 человек — 5 представителей ЦК ТВРМ, по 4 представителя от Тонкина и Аннама, 3 представителя Кохинхины и 1 представитель отделения Товарищества в Сиаме. Представитель Тонкинской организации Куок Ань (Чан Ван Кунг) выступил за создание коммунистической партии, однако его подверг критике секретарь Товарищества Лам Дык Тху. После этого Тонкинская делегация покинула место проведения съезда, а в конце мая Тонкинская организация собралась на собственную конференцию, на которой было принято решение немедленно активизировать работу по созданию вьетнамской коммунистической партии и развертыванию революционной борьбы во Вьетнаме. 1 июня 1929 г. Тонкинская организация опубликовала заявление, в котором подчеркнула, что Товарищество вьетнамской революционной молодежи уже не соответствует времени и рабочий класс Вьетнама нуждается в собственной партии, ориентированной на коммунистическую идеологию. Спустя чуть более двух недель, 17 июня 1929 г., в Ханое состоялась конференция представителей коммунистических организаций Тонкина, собравшая 20 делегатов. На ней была официально создана Индокитайская коммунистическая партия (ИККП). Знаменем партии стал красный флаг с серпом и молотом. Конференция приняла решение отправить делегатов в Аннам и Кохинхину — для организации там отделений коммунистической партии.

Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина

Тем временем, группа членов Товарищества вьетнамской революционной молодежи в Кохинхине приняла решение о создании еще одной коммунистической организации. Так была создана Аннамская коммунистическая партия (АКП), программа которой практически полностью повторяла программу тонкинской ИККП, но включала в себя критику последней. При АКП начался выпуск журнала «Большевик» и газеты «До» («Красный»). Вскоре под контролем Аннамской коммунистической партии оказалось большинство рабочих организаций Кохинхины.
Таким образом, во Вьетнаме появились две коммунистические партии — Индокитайская коммунистическая партия и Аннамская коммунистическая партия. Обе они были производными Товарищества вьетнамской революционной молодежи. В это же время коммунистические настроения распространились и в рядах Революционной партии Нового Вьетнама. Там образовались три группы — одна выступала за сохранение партии в прежнем виде, другая предлагала присоединиться к Индокитайской компартии, а третья придерживалась нейтральной позиции. В том же 1929 г. в Хатине был создан Коммунистический союз Нового Вьетнама, в январе 1930 г. переименованный в Индокитайский коммунистический союз. Его отделения появились в Северном Аннаме, в меньшей степени эта организация пользовалась влиянием в Кохинхине.

Существование одновременно трех коммунистических партий во Вьетнаме представляло собой серьезное препятствие для развертывания национально-освободительной борьбы. Необходимостью формирования единой компартии Вьетнама озаботилось и руководство Коммунистического Интернационала. По поручению Коминтерна, работу по консолидации вьетнамских коммунистов возглавил Хо Ши Мин, в то время более известный как Нгуен Ай Куок. В декабре 1929 г. он выехал из Сингапура в Сянган (Гонконг), где по его инициативе было созвано совещание представителей Индокитайской коммунистической партии и Аннамской коммунистической партии. На этом совещании представители партий были ознакомлены с письмом Коминтерна, в котором содержалось требование создать временный комитет для консолидации коммунистического движения Вьетнама. 3 февраля 1930 г. в Сянгане была созвана конференция вьетнамских коммунистов, в которой приняли участие: от Коминтерна — Хо Ши Мин, от ИККП — Нгуен Дык Кань и Чинь Динь Кыу, от АКП — Тяу Ван Лием и Нгуен Тхиеу. Представители ИККС на конференции отсутствовали. Конференция постановила начать создание единой Коммунистической партии Вьетнама, разработать программу и устав партии, избрать временный ЦК в составе 9 членов.

Первые шаги вьетнамских коммунистов. Ко дню рождения Хо Ши Мина

В октябре 1930 г. состоялся первый пленум ЦК, на котором партия была переименована в Коммунистическую партию Индокитая. В апреле 1931 г. Коммунистическая партия Индокитая была принята в Коминтерн. На территории Французского Индокитая деятельность коммунистов проходила в полуподпольных условиях, поскольку колониальная администрация очень опасалась распространения революционных идей среди населения Вьетнама и активизации национально-освободительного движения. Практически сразу же после создания Компартии Индокитая был арестован ее первый генеральный секретарь Чан Фу (1904-1931) — выходец из провинции Фуйен, присоединившийся к революционному движению во время проживания в Китае, а в 1927-1929 гг. учившийся в Москве в Коммунистическом университете трудящихся Востока (на фото). В том же 1931 г. Чан Фу скончался в тюрьме, ему было всего 27 лет. Тем не менее, вьетнамским коммунистам удалось организовать ряд забастовок и выступлений крестьян в 1930-е гг., а с началом Второй мировой войны перейти к партизанской борьбе против французских колонизаторов и японских оккупантов.
С самого начала своего существования вьетнамское коммунистическое движение было тесно связано с СССР. В Советском Союзе некоторое время жил Хо Ши Мин, в Коммунистическом университете трудящихся Востока учились первый генсек Компартии Индокитая Чан Фу, его преемник на этом посту Ле Хонг Фонг (102-1942), также умерший в тюрьме, но уже в годы Второй мировой войны, третий генсек КПИ Ха Хюи Тап (1906-1941), казненный колониальной администрацией в 1941 г. Традиции взаимодействия вьетнамских коммунистов с Советским Союзом, впоследствии, уже после распада последнего, трансформировавшиеся просто в дружественные отношения между Социалистической Республикой Вьетнам и Российской Федерацией, были также заложены именно Хо Ши Мином — одним из первых вьетнамских революционеров, проживавших в Советской России. Впрочем, сам Хо Ши Мин, оставаясь наиболее авторитетным вьетнамским коммунистом, вернулся во Вьетнам лишь в 1941 г. — для руководства партизанским движением, а до этого времени Компартию Индокитая возглавляли другие революционные лидеры. Почти все вьетнамские революционеры «первой волны» умерли в застенках или были казнены в 1930-х — 1940-х гг. французскими колониальными властями.

Автор Илья Полонский




------

Không có nhận xét nào:

Đăng nhận xét

Steps


Flag Counter